Каждый человек воспринимает и изучает
окружающий мир с помощью пяти чувств или
сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из
всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек
воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба,
отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый
человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети
очень восприимчивы к разным
воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять
особое внимание. Одним
из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики -
является формирование у детей
дошкольного возраста представлений о
необходимости заботы о своем здоровье, о
важности зрения, как составной части
сохранения и укрепления здоровья.
Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей
дошкольного возраста, она проводится в
игровой форме, в которой дети
могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
·
для
улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
·
для
укрепления мышц глаз
·
для
улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству
зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо
проводить регулярно 2-3 раза в день по
3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные
тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием
стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1)
игровая коррекционная физминутка;
2)
с предметами;
3)
по зрительным тренажёрам;
4)
комплексы по словесным инструкциям.
При
подборе гимнастики для глаз учитывается
возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не
должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики
практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза,
поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками
бабочка».
Можно
после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы,
артикуляционную гимнастику.
В
нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с
укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только
комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.
Предлагаем комплексы зрительной гимнастики:
«Тренировка»
Дети
выполняют движения в соответствии с текстом
Раз
–налево, два – направо,
Три
–наверх, четыре - вниз.
А
теперь по кругу смотрим,
Чтобы
лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя
мышцу глаз.
Видеть
скоро будем лучше,
Убедитесь
вы сейчас!
А
теперь нажмем немного
Точки
возле своих глаз.
Сил
дадим им много-много,
Чтоб
усилить в тыщу раз!
Посмотреть
влево. Посмотреть вправо.
Круговые
движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево –
вниз.
Поднять
взгляд вверх.
Опустить
взгляд вниз.
Быстро
поморгать.
«Мой
веселый, звонкий мяч»
Мой
веселый, звонкий мяч,
Ты
куда помчался вскачь?
Красный,
синий, голубой, Не угнаться за тобой.
Посмотреть
влево- вправо.
Посмотреть вниз - вверх
Круговые
движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево -
вниз
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2
раза.
«Дождик»
Капля
первая упала – кап!
И
вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки
«кап-кап» запели,
Намочили
лица,
Мы
их вытирали.
Туфли
– посмотрите –
Мокрыми
стали.
Плечами
дружно поведем
И
все капельки стряхнем
От
дождя
Убежим,
Под
кусточком посидим.
Сверху
пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То
же самое.
Смотрят
вверх.
Вытирают»
лицо руками.
Показывают
руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения
плечами.
Приседают,
поморгать глазами.
«Осень»
Осень
по опушке краски разводила,
По
листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел
орешник и зарделись клены,
В
пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает
осень: не жалейте лета,
Посмотрите
– осень в золото одета!
Круговые
движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево -
вниз
Посмотреть
влево – вправо.
Посмотреть
вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2
раза).
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист
кленовый, лист резной,
Разноцветный,
расписной.
Шу-шу-шу,
шу- шу- шу.
Как
я листиком шуршу.
Но
подул вдруг ветерок,
Закружился
наш листок,
Полетел
над головой
Красный,
желтый, золотой.
Шу-шу-шу,
шу-шу-шу.
Как
листиком шуршу.
Под
ногами у ребят
Листья
весело шуршат,
Будем
мы сейчас гулять
И
букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как
я листиком шуршу.
Круговые
движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево –
вниз.
Посмотреть
влево – вправо.
Посмотреть
вверх – вниз.
Круговые
движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево –
вниз.
Посмотреть
влево – вправо.
Посмотреть
вверх – вниз.
Посмотреть
вниз.
Посмотреть
вверх.
Посмотреть
влево – вправо.
Закрывают
глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Елка».
Вот
стоит большая елка,
Вот
такой высоты.
У
нее большие ветки.
Вот
такой ширины.
Есть
на елке даже шишки,
А
внизу – берлога мишки.
Зиму
спит там косолапый
И
сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть
снизу вверх.
Посмотреть
слева направо.
Посмотреть
вверх.
Посмотреть
вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2
раза.
«Овощи»
Ослик
ходит выбирает,
Что
сначала съесть не знает.
Наверху
созрела слива,
А
внизу растет крапива,
Слева
– свекла, справа – брюква,
Слева
– тыква, справа – клюква,
Снизу
– свежая трава,
Сверху
– сочная ботва.
Выбрать
ничего не смог
И
без сил на землю слег.
Обвести
глазами круг.
Посмотреть
вверх.
Посмотреть
вниз.
Посмотреть
влево- вправо
Влево
- вправо.
Посмотреть
вниз.
Посмотреть
вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2
раза. |