В нашем саду более десяти лет существует мини-музей "Русская изба", в котором дети знакомятся с народной культурой, самобытностью русского народа. А создала его Федорова Татьяна Алексеевна, человек увлечённый фольклором, и знающий о нём многое. Музей живой – он постоянно пополняется экспонатами, дети в нём играют, познают новое.
Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.), является чрезвычайно эффективным для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного города, края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии). В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых - метод проектирования. Мы разработали проект «Музей «Русская изба» - музейный центр в группе «Огонёк».
Задачи проекта:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;
- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Формы и методы работы:
- экскурсии;
- дидактические игры;
- викторины;
- художественные мастерские;
- презентации;
- беседы;
- праздники, развлечения, досуги.
- Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, пословиц, поговорок, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
|