Начиная
работать с малышами младшей группы, мы столкнулись с
проблемой – какое направление в работе выбрать? Заметив
интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, мы решили, что
именно фольклор поможет "разговорить” детей. Знакомство с
народным творчеством для малышей начиналось с
самых простых потешек и песенок. Детям
нравилось, когда, показывая, как надо укладывать куклу Катю
спать, я начинала ласково припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою Катю не буди.
Чтобы малыши быстрее могли запомнить песенку,
я показывала, как громко лает собачка (используя мягкую игрушку), и дети тоже "уговаривали” ее: "Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули…”. После таких
коротких обыгрываний малышами намного легче
запомнить песенку и даже перенести ее в повседневную игру. Во время умывания у детей любимой
потешкой была "водичка-водичка…”, а через некоторое
время они знали еще одну потешку про водичку и с удовольствием и настроением выговаривали:
Знаем, знаем, да, да, да,
Приятно было наблюдать, как дети
используют потешки в игре в "дочки-матери”, как бережно они
относятся к своим куклам:
Дети подросли. Понадобились потешки с
более сложным смыслом, где уже нужно было не только
запомнить потешку и рассказывать ее, но и обыграть.
Некоторые дети замыкались и не могли передать характер потешки и
двигаться, как лисичка, зайка. И тогда на помощь нам пришли
Хороводные игры. Здесь в коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли. И тут уж
никто из детей не оставался в стороне. Любой ребенок мог
сыграть хотя бы самую маленькую роль. Ведь
выступал он перед своими товарищами и вместе с ними. Вначале мы стали заниматься хороводными
играми с небольшой подгруппой детей, в свободное
от занятий время. Однако такая эпизодическая деятельность
не могла дать заметного положительного эффекта. Чтобы
сделать работу по развитию речи и координации движений более
регулярной и результативной, возникла необходимость
выделять время на занятиях воспитателя.
Оптимальным вариантом оказалось
использование на занятиях хороводных игр совместно с пальчиковой
гимнастикой, как физкультминутки - элемента двигательной активности. Дети переключаются с одного вида
деятельности на другой, тем самым повышая работоспособность, снимая нагрузки,
связанные с сидением. Пальчиковая гимнастика проводится перед той
частью занятия, когда дети выполняют задания на развите мелкой моторики: раскладывание
мелких деталей, обводка, штриховка и т.д. А вместо традиционной физкультминутки в
середине занятия проводится какая-либо хороводная игра,
подобранная по теме
занятия. Для этого необходим большой
фольклорный и стихотворный материал. Чтобы физкультминутки
– хороводные игры – проходили в хорошем игровом темпе, разучивание нового хоровода
или упражнения дается в начале знакомства с новой лексической темой. Так как
новая лексическая тема во 2 младшей группе рассчитана на 2-недельный срок, дети
успевают разучить и усвоить новую хороводную игру. Одновременное проговаривание
стихотворного текста с движением дает ряд преимуществ для детей
с нарушением речи. Их движения становятся более
координированными, речь ритмизируется движениями, делается более
громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы
положительно влияет на слуховое восприятие.
В течение 2-х лет, внедряя в группу
новую модель работы, связанную с хороводными играми, мы решали
следующие задачи:
1.
Подобрать
единый фольклорный и стихотворный
материал для
хороводных игр и пальчиковой гимнастики по лексическим темам.
1.
Сочетать
хороводные игры и пальчиковые упражнения с речью детей.
2.
Сделать
работу по совершенствованию координации речи с движением и развитию пальцевой
моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
3.
Повысить
у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Хороводные игры
и упражнения проводятся на коррекционныхи интегрированных занятиях, а также на
занятиях по ознакомлению с окружающими. Тексты подбираются так, чтобы они не
только по смыслу сочетались с занятием, но и содержали в себе большое количество
разнообразных движений.
Вначале у
большинства детей встречались затруднения: была неразвита
координация движений, замедлен темп даже в самых простых упражнениях. Но уже к
концу 1 полугодия нашей работы с хороводными играми и пальчиковыми упражнениями
на занятиях стали заметны результаты. Дети овладели самыми сложными для их
возраста движениями, научились правильно, ритмично двигаться по кругу, сочетания
темп движения и ритм речи. И, что не менее важно, они быстрее овладевали правильным
произношением звуков. Такая необычная игровая деятельность вызывала у них
интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно мобилизовать их
внимание, стимулировало быстрое запоминание.
Разученные
хороводные игры и упражнения способствовали развитию речевой
активности у детей в группе и явились первой ступенькой в развитии творческих
способностей ребят. Они уже по собственной инициативе и с большой охотой
воспроизводили хороводы в свободное время и в самостоятельной деятельности.
В результате мы
сделали следующие выводы:
1. Хороводные
игры и упражнения имеют положительное значение в коррекционном обучении детей с
нарушением речи.
2. Регулярное
проведение игр положительно сказывается на исправлении речи детей.
3. Совершенствуются
внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью. |