Проблема воспитания и обучения ребёнка в
соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с
детьми старшего дошкольного возраста.
Социальные изменения происходящие в
современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и
женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла за собой смешение
половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. (Сейчас уже не
считается из ряда вон выходящим курение, сквернословие, агрессивность женщин
или превращение мужчин из «добытчиков» в «потребителей». На фоне этих изменений меняются и
внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся грубыми,
агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за поведением и общением детей
в группе, мы заметили , что мальчики не проявляют желания прийти на помощь
девочкам тогда, когда нужна физическая сила, или предложить стул девочке, а девочки
не торопятся помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность. Диагностический
опрос по определению сформированности поло ролевой социализации детей выявил
довольно низкий уровень знаний по данному вопросу.
В новой редакции программы дошкольного
образования под рук. Н.Е. Вераксы в
разделе «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» специфика процесса гендерной
социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому
воспитанию уже в дошкольном возрасте и требует продолжения на других этапах развития.
Задачи программы:
1. Развивать
осознание ребёнком своего места в обществе.
2. Расширять
представление о правилах поведения в обществе.
3. Формировать
у ребёнка потребность вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми
нормами.
4. Воспитывать
ребёнка по семейным традициям, углублять представление о семье, её истории, что подтверждает уверенность: социальное
осознанное воспитание необходимо начинать уже с детского сада, с момента, когда
ребёнок начинает осознавать себя, различать свой пол. Что же такое пол? с лат.- «порождать»-это есть биологическое,
анатомо-физиологическое различие между
людьми. Что такое гендер? –это социальный статус характеристики
личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
Гендер- еще называют социальным полом т.к. человек взаимодействует с другими
людьми в социуме и поведении его может быть разным в разных взаимодействиях. Например : биологическая женщина при взаимодействии
может стать «мужчиной», когда поведение
её напоминает мужское -курит, сквернословит, и пол, и гендер являются системами
условных обозначений, кот определяют формы представления себя другим людям в социуме. Когда биологический и социальный пол идентичны, то
наступает гармония внутри личности и во взаимодействии с окружающим миром. С момента
рождения ребёнка начинается воспитание. Его учат, что
значит быть девочкой или мальчиком, а потом мужчиной или женщиной, как вести
себя, как одеваться, какие прически носить, т.е. с момента рождения начинается гендерная социализация - процесс
усвоения норм, правил, установок в соответствии с культурными представлениями о
роле мужчины и женщины в обществе. Наблюдая за
нашими детьми в младшей группе, уже тогда можно было увидеть, что они как-бы
запрограммированы на поло-ролевое поведение ( мальчики к машинкам, девочки к
куклам) .
Ребёнок родился.
Если рядом положить завёрнутых в пелёнки младенцев – мальчика и девочку, то
внешне их трудно различить, но по записям
биотоков мозга специалисты сразу узнают-кто есть кто? Чем же они отличаются
друг от друга? (данные из книги
В.Д. Еремеевой, Т.П.Хризман «Девочки и
мальчики – два разных мира».· Девочки
рождаются более зрелыми ( на 3-4 нед .), а к периоду полового созревания разница почти в 2 года . 1. Мальчики
начинают ходить на 2-3 мес., а говорить на 4-6
мес. позже, чем девочки. Мальчики
более подвижные и поэтому травмируются в 2 раза( в период от 7 до 15 лет ). 2. До
8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память
– мужчина охотник, добытчик). 3. У девочек больше развита
чувствительность кожи, поэтому их чаще гладят по головке, спинке (их генная
потребность в ласке). 4. Игры
девочек опираются на ближнее зрение, поэтому они раскладывают свои игрушки
возле себя. 5. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение,
поэтому они больше бегают др. за другом, бросают в цель, если пространства не
хватает, то они осваивают вертикаль – лезут вверх (поэтому рекомендуют
спортивные уголки). 6. Даже на занятиях они отвечают по разному
: мальчики смотрят в стол, перед собой, в сторону; девочки- в лицо педагогу, как - бы ища одобрения
своему ответу. Вопросы мальчики задают конкретные - для получения информации,
девочки- для установления контакта. У
девочек быстрее развивается речь (что влияет на беглость чтения в школе), у мальчиков - логическое мышление. 7. У
девочек хорошо развита мелкая моторика, усидчивость.
Мальчики и девочки – два разных мира,
поэтому их нельзя воспитывать совсем уж одинаково. А суть в том: каким должен
быть человек: мужчина или женщина. Правильно воспитав мужчин и женщин, мы
облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать множества ошибок по
незнанию.
|