Дыхательная
гимнастика
в дошкольном возрасте
Агеева Н.А.,
учитель-логопед МДОУ№ 50
Развитие речевого дыхания играет большую роль в
воспитании правильной речи.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается
из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь
в организме путём газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании
голосового звучания на равномерном выдохе.
Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый
процесс. В речи вдох короткий, а выдох
длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи
диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярное занятие дыхательной гимнастикой
способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным
вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям
необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают
продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю
через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального
звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного
выдоха, сильной воздушной струи.
Использование различных тренажёров вызывают
положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так
же развивают творческое воображение и фантазию.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
Следует соблюдать
последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза –
1, выдох (ртом) – 1-6.
Плечи при вдохе
не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
Во избежание
головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
Проводить
упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
Заниматься до
еды.
Заниматься в
свободной, не стесняющей движения одежде.
Дозировать
количество и темп проведения упражнений.
Вдыхать легко и
коротко, а выдыхать длительно и экономно.
В процессе
речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не
поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
После выдоха
перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого
дыхания
«Задуй
упрямую свечу» - в правой руке
держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом,
надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками
движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и
частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче,
чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что
необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая
руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося
«гу-у-у» (8-10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу,
согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут,
удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш»
(6-7 раз).
«Охота» - закрыть
глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье
и т.д.).
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе
произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики»
- Готовые бумажные самолётики
выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше
работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка –
сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый
дальний цветок.
Список
используемой и рекомендуемой литературы
Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с
детьми. М., 1981.
Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме.
Журнал «Логопед» №2, 2010
Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду.
Журнал «Логопед» №3, 2008
|